Пчеловодство Белоруссии Bee&Ivtodi
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [25]
По секрету всему свету [77]
Ирина ДЕРГАЧ
Мини-чат
Наш опрос
Что вам понравилось на сайте http://bee-ivtodi.ucoz.com
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » По секрету всему свету

Пчеловодство Азии и Востока 1 часть

Пчеловодство Азии и Востока

1 часть


Пчеловодство арабских стран
Ближний Восток и регион Персидского залива являются перспективными рынками сбыта меда. Расположенные здесь страны в силу климатических особенностей и других объективных причин не обеспечивают себя медом за счет внутреннего производства и вынуждены делать это с помощью импорта. В настоящее время в этих странах производится всего 35-40 тыс.т. меда, а импорт из Аргентины, Мексики, Германии, США, Австралии, стран Восточной Европы и из других стран составляет 20-25 тыс.т.
Многие арабские страны и прежде всего - страны Залива, располагающие крупными запасами нефти и природного газа, а также значительными финансовыми ресурсами, не считают целесообразным с экономической и других точек зрения развивать свое сельского хозяйства, предпочитая импортировать продовольствие и другие товары, необходимые для местного населения, иностранных туристов, а также работающих по контрактам иностранных рабочих и специалистов. В то же время арабские страны, чьи природные ресурсы ограничены, рассматривают развитие пчеловодства как одно из средств ослабления проблемы занятости сельского населения и повышения его жизненного уровня.
Попытки объединить усилия арабов в развитии пчеловодства предпринимались неоднократно. В 1988 г. Арабская Организация Сельскохозяйственного Развития (АОСР) впервые провела обследование пчеловодной отрасли арабских стран. В августе1996 г. в Бейруте состоялся
1-й Конгресс арабских стран по пчеловодству. Значительную помощь в развитии отрасли оказывает арабским странам Организация ООН по сельскому хозяйству и продовольствию (ФАО). Помощь предоставляется и на двусторонней основе: в Ливане, Сирии, Иордании и Марокко в последние годы активно работают добровольцы французской организации «Пчеловоды без границ».
В ряде арабских странах значительная часть пчелосемей все еще содержится в традиционных цилиндрических ульях из глины или полых стволов деревьев, а также в досчатых параллелепипедах размером 100х15х15 см, которые пчеловоды укладывают друг на друга горизонтально по нескольку десятков штук. В Марокко, например, в таких ульях содержится 80% пчелосемей, в Тунисе - 30%, в Сирии - 20%. Местная пчела Apis mellifera syriaka хорошо переносит жару и другие особенности ближневосточного климата и широко используется в Сирии, Ливане, Иордании, Марокко, Ираке и других странах, где европейские пчелы редко выдерживают более одного сезона.
Тот факт, что мед упоминается в Коране, накладывает свой отпечаток на отношение мусульман к этому продукту, который рассматривается скорее как ценное лекарственное средство, нежели как "подсластитель”. Для приготовления блюд национальной кухни мед используется только в Саудовской Аравии и в Йемене. В арабских странах широко применяется воск, но практически не известны маточное молочко, прополис и другие пчелопродукты.
В конце 80-х годов в 16 арабских странах насчитывалось 257.350 пчеловодов и 1951630 пчелосемей и было произведено 13224 т. меда.
В 1997 г арабское пчеловодство выглядело следующим образом:
Страна количество численность производство
пчеловодов пчелосемей меда (в т)
Алжир 70000 700000 800
Бахрейн 70 750 4,5
Египет 200000 2000000 20000
Иордания 1500 50000 600
Ирак 2300 170000 125
Йемен 8125 284298 1706
Кувейт 225 1732 16,4
Ливан 5000 50000 500
Ливия 3000 50000 400
Марокко 27000 400000 4500
ОАЭ 150 2000 18
Оман 300 3000 9
Саудовская Аравия 4000 22600 315
Сирия 24000 316690 785
Судан 50000 200000 1200
Тунис 15000 185000 1445
Итого: 411670 4313070 32323,9 т
Таким образом, в конце 90-х годов Египет производил 60% «арабского» меда; Марокко, Йемен, Тунис и Судан - 30%, а остальные 11 стран - около 10%. В последние 6 лет в соотношении сил в производстве «арабского» меда произошли определенные подвижки, но в целом приведенная выше картина изменилась мало.

Ирак
Судьба пчеловодства Ирака драматична. До конца 60-х годов прошлого века местные крестьяне не могли позволить себе покупку дорогого пчеловодного инвентаря и содержали пчел преимущественно в традиционных ульях - корзинах, обмазанных глиной. Численность таких ульев оценивалась в 500 тыс. штук. Современные технологии пчеловодства и рамочные ульи начали внедряться лишь с 70-х годов, когда Ассоциация пчеловодов Ирака наладила импорт продуктивных пород пчел и пчеловодного инвентаря и оборудования. Позже было налажено собственное производство простого инвентаря. Введение санкций ООН затормозило этот процесс. 
В 1985-1987 г. более 90% местных пчел погибло от варроатоза. После войны в Заливе 1990 г. в стране осталось всего 500 пчелосемей в рамочных ульях и практически прекратило свое существование традиционное пчеловодство. В 1994 г., благодаря применению импортного апистана, численность пчелосемей увеличилась до 30 тыс., однако очередные санкции ООН создали перебои с поставками в Ирак зарубежных препаратов против болезней пчел. В этих условиях Ассоциация пчеловодов Ирака обратилась за помощью к Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО). Эксперты ФАО и местные специалисты разработали программу восстановления пчеловодства в Ираке, рассчитанную на несколько лет. На первом этапе (1997-1998 гг.) Ираку была предоставлены необходимые лекарственные препараты, оборудование и техническая информация. На втором этапе акцент был смещен на обучение пчеловодов практическим навыкам борьбы с болезнями пчел, на подготовку специалистов и создание диагностической лаборатории в Багдаде. Очередная война перечеркнула результаты этой работы.
В настоящее время в Ираке производится всего 65 т меда, а растущий спрос на него удовлетворяется за счет импорта из соседних стран. По оценкам американских экспертов, потребность Ирака в меде в 2005 г. может составить около 9000 т. Американские бизнесмены возлагают большие надежды на этот рынок.

Кувейт
Потребление меда ежегодно возрастает на 3%, что объясняется, в частности, быстрым ростом населения. В 1997 г. было импортировано 714 т меда, в т.ч. из Австралии -231, Германии – 46, Саудовской Аравии –73, США –193 т. Таким образом, более половины поставок меда в Кувейт в этот период приходилось на Австралию и США. Главными брэндами импортного продукта были: американский «Су Би», австралийские «Капиллано» и «Даймонд», германские «Лагнезе» и «Нинтц», саудовский «Аль Шифа». Небольшие партии меда закупались также в Великобритании, Франции, Турции, Греции, Ливане и других странах. Прогнозируется, что в 2004 г. импорт меда составит 950-1000 т.
. В Кувейте нет пошлин на продовольственные товары, нет также импортных квот, импортных лицензий и других нетарифных ограничений.
Новые импортные товары проходят обязательную проверку на качество и соответствие местным стандартам и требованиям. Если продукт проходит первоначальный тест гладко, то последующие его партии освобождаются от проверок в течение некоторого времени (обычно – полугода).
Импортом меда занимаются 20-25 частных компаний, но решающую роль играют лишь 10 из них. Имеется также 43 региональных и районных потребительских кооператива, сбывающих через принадлежащие им магазины до 80% продовольственных товаров, и одна частная компания западного типа, контролирующая сеть супермакетов. 80% импортного меда направляется в розничную торговлю, 10% - в госпитали, армейские подразделения и прочие государственные институты и структуры, а 10%- в пищевую промышленность.
Оптовые наценки на все виды продовольствия, включая мед, составляют10%, а розничные-15%. Таким образом, розничные цены оказываются выше импортных на 25%. Поскольку в Кувейте практически нет своего сельского хозяйства, то конкурентная борьба на рынке продовольствия ведется лишь между импортной продукцией по таким параметрам, как цена, качество и упаковка. Реклама товаров осуществляется через печать и телевидение, а также непосредственно в магазинах, принадлежащих кооперативам и частным компаниям.

Пчеловодство и шмелеводство Израиля
Израиль (население 6,4 млн. человек, территория 20,7 тыс. кв. км.) практически полностью обеспечивает свои потребности в меде за счет внутреннего производства. Арабо-израильские конфликты, тупиковая ситуация в урегулировании палестинской проблемы и прочие острые коллизии не оказывают видимого влияния на пчеловодство. Основные показатели этой отрасли с середины 90-х годов остаются неизменными: около 400 пчеловодов (или пчеловодных хозяйств), 80- 90 тыс. пчелиных семей, 3-4 тыс. т. ежегодно производимого меда, сопоставимые объемы медового импорта и экспорта, не превышающие нескольких сот тонн. Можно подсчитать, что размер средней израильской пасеки составляет 200-220 пчелиных семей, что производительность одной пчелосемьи - более 40 кг меда, что среднестатистический израильтянин потребляет около 0,6 кг меда в год. Неплохо для маленькой по географическим меркам страны, значительную часть территории которой составляет пустыня. Все это говорит о том, что, что Израиль располагает высокоразвитым пчеловодством, далеко опережая в этой области многие другие страны. 
Израильтяне любят мед. Особенно большим спросом пользуется цитрусовый мед, который производят в центральной части страны, где апельсиновые и лимонные сады занимают значительные площади. В десятку основных медоносов входят также эвкалипт, авокадо, слива, хлопок и иссоп. Цветочный мед с дикорастущих медоносов собирают в восточных районах.
По традиции мед и яблоки в натуральном виде или же медовый пирог с яблоками должны обязательно присутствовать на праздничном столе на Рош Хашана – еврейский Новый год. Принято отмечать этот праздник в кругу семьи и желать близким и друзьям сладкого нового года, обмакивая в мед кусочки яблока. В течение двух месяцев, предшествующих Рош Хашана, обычно продается до 1300 т меда (40% того, что поступает в продажу). В этом году праздник пришелся на 16 и17 сентября.
Лидером медовой индустрии считается киббуц (кооператив) «Йад Мордехай», который существует с 1936 г., расположен в г. Ашкелон и специализируется в производстве, закупках, переработке и продаже меда с начала 90-х годов. В настоящее время он контролирует половину операций с медом в Израиле и насчитывает 270 членов. Часть из них кочует в сезон медосбора по стране с 6000 тыс. кооперативных пчелиных семей, а 50 человек занято на фабрике по переработке и фасовке меда. Киббуц - это нечто большее, чем кооператив. Хотя треть членов «Йад Мордехай» в настоящее время работает за его пределами, они по-прежнему перечисляют в бюджет киббуца 90% своих доходов.
В 2002 г. «Йад Мордехай» продал 51% своих активов компании «Эйлит индастриз», производящей шоколад и кофе, которая, позже слилась с ведущим производителем молочных продуктов - компанией «Штраус». Это слияние существенно расширило возможности киббуца в сфере бизнеса и позволило ему резко нарастить объем продаж меда и других продуктов: в 2003 г. они составили 8 млн. долл. США, а в 2004 г., как ожидается, превысят 14 млн. долл. Киббуц расширяет ассортимент своей продукции, начал производить продукты с прополисом, маточным молочком и цветочной пыльцой; наладил производство и сбыт биологически чистого, а также монофлерных и «малокалорийных» медов и меда в специальной упаковке для детей; стал уделять больше внимания рекламе и экспорту меда. США, где проживает крупная еврейская община, считаются одним из наиболее перспективных рынков израильского меда. В ближайшие 3-4 года «Йад Мордехай» расчитывает довести совокупный объем продаж своего меда, джемов, растительных масел и других продуктов на внутреннем рынке и за рубежом до 22 млн. долл. (The Jerusalem Post, Sep. 23, 2004).
В общей сложности переработкой, фасовкой и торговлей медом в Израиле занимаются 30 компаний, деятельность которых координируется Национальным управлением по меду.
Наряду с пчеловодством в Израиле развито разведение шмелей для опыления выращиваемых в закрытом и открытом грунте томатов, сладкого перца, баклажанов, кабачков, клубники, авокадо, вишни и других культур. Компания «Байо-Би», начавшая заниматься разведением одной из местных пород шмелей (Bombus terrestis) в начале 90-х годов, в настоящее время имеет более 1000 клиентов в Израиле и в 32 странах мира, в т.ч. в России, Украине, Беларуси, Узбекистане и Туркменистане. Готовая продукция компании - это шмелиные семьи, содержащие несколько дюжин рабочих особей и такое же количество яиц, личинок и куколок. Компания не ограничивается одними лишь поставками шмелей, но оказывает своим клиентам всю необходимую техническую поддержку в использовании ее продукции.
В рекламных материалах «Байо- Би» отмечается, что шмели как опылители имеют ряд преимуществ перед пчелами, в частности, создают более сильный вибрационный эффект на опыляемых цветах, имеют уникальный механизм «опыления жужжанием», не склонны покидать теплицу в поисках дополнительного нектара и пыльцы, эффективно работают при низких температурах; охотно опыляют культуры, выделяющие мало нектара и т.д. Отмечается также, что шмели доказали свою исключительно высокую эффективность при опылении томатов (http//www.bio-bee.com/english/bombus.htm).
Параллельно с разведением шмелей, «Байо-Би» занимается биологическими методами контроля вредителей сельского хозяйства, разводит и продает около десятка видов клещей, ос и других насекомых, являющихся естественными врагами вредителей сельскохозяйственных культур. Использование этих «борцов с паразитами» позволяет резко сократить масштабы применения пестицидов, загрязняющих окружающую среду и продукты сельского хозяйства.. В деле разработки технологий биологического контроля компания сотрудничает с рядом научно-исследовательских центров США и стран ЕС, а также с крупнейшим в мире производителем «полезных макро-организмов»- голландской «Корпер Байолоджикал Системс». Биологическая продукция «Байо-Би» экспортируется в страны Сев. Америки, Европы и Африки, а также в Японию и Южную Корею.

Турция
Турция (население 72,3 млн. человек, территория 779,4 тыс. кв. км.) располагает высокоразвитым пчеловодством. В стране насчитывается 153622 пчеловодов и 4,2 млн. семей пчел (в 1985 г. – 2,6 млн.), ежегодно производится 67-75 тыс. т меда. По производству меда Турция занимает четвертое место в мире после Китая, Аргентины и США. Важную роль в пчеловодстве играет профессиональный сектор. Около 80% меда производят «кочующие» пчеловоды.
(Boletin SAGPyA, Enero 2005; Revista Vida Apicola №128, Nov - Dic 2004).
В последние 4 года заметно укрепилась материальная база турецкого пчеловодства, повысился контроль качества его продукции. Этому в немалой степени способствовала реализация ряда централизованных программ поддержки отрасли. В 2003 г. субсидии пчеловодам на одну семью пчел составляли в среднем 2,6 евро, а для членов недавно созданного Центрального совета пчеловодов - 4 евро (APIACTA 38 (2004)342-351).
Существуют также программы развития пчеловодства в отдельных регионах. Программа для Восточной Анатолии, в частности, предусматривает обучение мелких фермеров и безземельных крестьян пчеловодной профессии на месте или в специализированном Сельскохозяйственном Центре Анатолии (где обучается треть пчеловодов Турции); предоставление фермерам ульев (6 тыс. штук в год) и другого инвентаря, содействие в обустройстве новых пасек и т.д. Помощь по этой программе направляется непосредственно фермерам через Фонд Развития Турции (http//:www.beeinbg/narod.ru/bolk_1.htm).
Иллюстрацией положения дел в турецком пчеловодстве могут служить материалы полевого исследования, проведенного в 2002 г. специалистами факультета сельского хозяйства Университета Эге в провинциях Измир и Мугла, где производится около 3% турецкого меда. Были опрошены владельцы 60 пасек из числа полупрофессиональных и профессиональных пчеловодов. Их средний возраст составлял 43,3 года, количество членов их семей - 4 человека, уровень образования - 6 классов, размер земельного участка - 32,32 га. 90,6% земельных угодий, на которых располагались пасеки, находились в личной собственности пчеловодов. Помимо меда они производили также оливки, пшеницу, ячмень и другие продукты. Количество семей пчел в хозяйствах колебалось от 72,8 до 264 и в среднем составляло 158,6. Пчеловодство служило главной статьей доходов при наличии в хозяйстве не менее 150 семей пчел.
В обеих провинциях теплый климат позволяет заниматься пчеловодством с апреля по ноябрь. Средняя продуктивность одной семьи пчел - 23,8 кг. Средняя пасека дает 3, 6 т меда. 70,7% пчеловодов сбывают мед непосредственно «у ворот фермы» перекупщикам; 10,7- на местных рынках; 9,3 - пчеловодным кооперативам и 9,3% - экспортерам. Маток меняют после двух лет использования. После откачки меда 48,3% пчеловодов дают пчелам в качестве подкормки сахарный сироп , 30% - чередуют сироп и канди, 6,7% - дают только канди, а 15%- вообще не используют подкормку. Размножение пчел в основном производится делением семей. 88,3% пчеловодов предпочитают, чтобы их пчелы сами выводили маток и лишь 3,3% - подсаживают маток.
Общие расходы пчеловода на одну семью пчел оцениваются в 30,82 евро, себестоимость 1 кг меда -1,34, а чистая прибыль – 7,28 евро. «Фиксированные» расходы (износ строений, машин, оборудования, ульев; административные расходы и т.д.) составляют 53,15%. «Переменные» расходы составляют в общей сумме расходов на одну семью пчел 46,85%, в т.ч. на:
- корма -6,68%
- лекарственные препараты -1,46
- воду -0,58
- бензин, транспортировку -16,29
- наем временных рабочих - 4,00
- ренту за постановку на медоносы -2,14
- металлическую и стеклянную тару -3,90
- переезды -9,73
- ремонт оборудования -0,97
- прочее -1,10
В короткий срок Турция осуществила прорыв на мировой рынок меда и вошла в десятку его лидеров. В 2000 г. было экспортировано 3,5 тыс. т, в 2002 г. – 15,2, а в 2003 г -14,8 тыс. т меда. Главный рынок сбыта - Европейский Союз, куда в 2003 г. было поставлено 12,5 тыс. т меда. Вторым по важности является североамериканский рынок. Среди стран Ближнего Востока и Персидского залива главным покупателем остается Саудовская Аравия. В 2004 г. турецкие компании начали экспансию на рынок меда Ирака. Увеличивается также экспорт маточного молочка, прополиса и «живых пчел».
В международных справочниках упоминаются 9 турецких компаний, занимающихся внешнеторговыми операциями с медом, его переработкой и фасовкой. В их числе «Балпармак», pасполагающая мощностями по переработке 24 тыс. т меда в год .Некоторые турецкие компании, по-видимому, практикуют перепродажу меда, произведенного в третьих странах. В 2003-2004 гг. зарубежные СМИ неоднократно сообщали об обнаружении в экспортных партиях турецкого меда остатков антибиотика хлорамфеникола, являющегося «маркером» продукции КНР, и нитрофуранов, являющихся «маркерами» продукции Аргентины.
                                                     

Пономарев А.С.

Категория: По секрету всему свету | Добавил: ivtodi (17.02.2011) | Автор: andrey ivtodi E W
Просмотров: 1721 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Дрибин 
free counters

  
Copyright Ivtodi A.G.© Bee&Ivtodi  2017