Пчеловодство Белоруссии Bee&Ivtodi
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [25]
По секрету всему свету [77]
Ирина ДЕРГАЧ
Мини-чат
Наш опрос
Что вам понравилось на сайте http://bee-ivtodi.ucoz.com
Всего ответов: 76
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » По секрету всему свету

Пчеловодство Азии и Востока 2 часть

Пчеловодство Азии и Востока

2 часть


                                                        

Пчеловодство Китая

Китай является крупнейшим в мире производителем меда и других пчелопродуктов. Низкая стоимость рабочей силы в Китае и другие факторы позволяют китайским производителям и экспортерам держать цены на предлагаемый ими мед на минимально низком уровне и успешно выдавливать конкурентов с перспективных рынков.
Ежегодно в Китае производится 200-250 тыс. т меда, 1500 т маточного молочка, 3000-3500 т пыльцы, 2500 т воска и 300 т прополиса. На внутренний рынок поступает 50% производимого меда. Его потребление быстро увеличивается по мере роста благосостояния населения и составляет сейчас около 100 г на душу населения. Китайцы считают мед ценным пищевым продуктом , эффективным терапевтическим средством и хорошим подарком.
Производство маточного молочка составляет 95% его мирового производства. Потребление его в самом Китае увеличивается на 20% в год. Более 60% продукта экспортируется в Японию и другие страны Азии, а остальное - в США и страны ЕС. С учетом того, что мировые цены на маточное молочко колеблются в пределах 16,5-25 долл. США за килограмм, доходы от его экспорта составляют около 30 млн. долл. в год. Производство маточного молочка позволяет китайским пчеловодам «держаться на плаву» в такой же степени, как американским – опыление плантаций миндаля, садов и ягодников.

До 1955 г. пчеловодство находилось в руках единоличников. В конце 50-х годов пасеки были переданы коммунам и госхозам. В 1958 г. имелось 3 категории пчеловодных хозяйств: коммуны, имевшие 300 - 1000 пчелосемей; производственные бригады, имевшие 100 -300 пчелосемей; и производственные группы, имевшие 100 и менее пчелосемей. Пчеловодная отрасль в целом безболезненно вписалась в начатые в конце 70-х годов рыночные реформы. С этого времени правительство номинально прекратило оказывать отрасли прямую финансовую поддержку. Вместе с тем был сохранен контроль качества продуктов пчеловодства, принята нормативная база, проводящая грань между изготавливаемыми на их базе препаратами для общего укрепления здоровья и продукцией фармацевтической промышленности. Государственная поддержка пчеловодства свелась к содержанию санитарно-ветеринарной службы, содействию продвижению новых технологий и подготовке квалифицированных специалистов. Были разработаны долгосрочные программы развития пчеловодства в экономически отсталых регионах в целях повышения занятости их населения. Доходы от продажи пчеловодами меда и других пчелопродуктов, также маток налогами не облагаются.
В 80-х годах земля была передана в пользование частным хозяйствам, получивших право самостоятельно решать, какую продукцию они будут производить. Частник снова стал главной фигурой в пчеловодной отрасли. Государственные пасеки были проданы или сданы в аренду, и к концу 90-х годов оставалось лишь несколько госхозов, занимавшихся производством, переработкой и сбытом продукции.
Общая численность пчеловодов оценивается в 200 тыс. человек. Сюда входят любители, профессионалы и полупрофессионалы. Количество пчелосемей в последнее время сокращается: в 1979 г. она составляла 4,3 , в 1991 г. - 7,5 и в 1999 г. - 6,3 млн.
Средние по масштабам пчеловодные хозяйства имеет 40 - 60 пчелосемей и лишь немногие хозяйства имеют их более 300. Важную роль играют кооперативы из 20-30 пчеловодов, создаваемые в целях сокращения расходов по производству и сбыту продукции. Многие кооперативы сбывают свою продукцию напрямую на перерабатывающие предприятия.
Мигрирующие пчеловоды производят более 70% меда, а по некоторым оценкам - значительно больше. Как правило, для кочевки объединяются 5-6 пчеловодов, которые арендуют грузовик и нанимают в среднем 4 сезонных работника. Пчел перевозят на поездах или автотранспортом. Мигрирующий характер пчеловодства объясняется как географическими особенностями Китая, так и тем, что массивы медоносов относительно невелики и разбросаны на большом расстоянии друг от друга. По существу, только две провинции -Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия имеют хорошие перспективы для развития крупномасштабного пчеловодства, сопоставимого с канадским и американским. В свое время значительные по размерам площади пахотной земли были переданы в этих двух провинциях военнослужащим НОАК.
Главные центры китайского пчеловодства: провинции Чжэцзян и Сычуань, в каждой из которых насчитывается более 1 млн. пчелосемей.
В начале 90-х годов большой интерес к китайскому пчеловодству проявили крупные зарубежные компании, имеющие дело с закупками, переработкой и сбытом различных продовольственных продуктов. В их числе была английская «Фюерст Дэй Лоусан», которая в этот период закупала в Китае, Мексике, Аргентине и других странах до 20 тыс. т меда в год. В 1990 г. компания прочно закрепилась на китайском рынке меда и создала там компанию со смешанным капиталом.
Китай поставляет на экспорт в основном мед акации, белой вики и липы. На внутренний рынок поставляется мед личжи, китайского финика, апельсинов и вербены. Наиболее распространенный мед - белый 35-34 мм, экстра светло-янтарный и светло-янтарный.
Всекитайская асссоциация пчеловодства объединяет пчеловодов и специалистов отрасли. Ассоциация пытается контролировать качество меда, производимого в стране, однако роль ее в экспорте меда незначительна (10% его объема). В 1999 г. представители отрасли и чиновники посетили Аргентину для ознакомления с постановкой там контроля качества производимого меда.
Кочующие и оседлые пчеловоды объединяются для прямых поставок меда и другой продукции на фасовочные предприятия. В мелкотоварном производстве меда важную роль играют посредники, кредитующие производителей, консолидирующие разрозненные партии меда и т.д. Как правило, в роли посредников выступают переключившиеся на торговлю бывшие пчеловоды, а также связанные с пчеловодной отраслью чиновники.
Бурное строительство перерабатывающих предприятий имело место в 80-х годах. В 1991г. только 100 из 400 таких заводов были крупными предприятиями, способными уделять серьезное внимание качеству продукции. В дальнейшем строительство новых предприятий этого профиля было прекращено. Проводилась лишь модернизация производства и замена оборудования. Многие из этих предприятий оснащены вакуумными установками для понижения уровня воды в закупаемом у производителей меде. В последние годы ряд предприятий оказались на грани банкротства.
Насчитывается 10 крупных экспортеров меда, большинство из которых параллельно экспортирует широкий ассортимент продовольственных товаров. С 1995 г. экспортеры меда обязаны приобретать экспортные сертификаты (мера, принятая по настоянию ТПП Китая в целях контроля за экспортом меда в США). Сертификаты могут перепродаваться другим компаниям.

Пчеловодство Японии

Япония (население125 млн. человек) является третьим ведущим мировым импортером меда после США и Германии. В самой Японии производится всего 3 тыс. т. или 6% потребляемого ее населением меда, а 94% спроса на продукт удовлетворяется за счет импорта. В 2004 г. было импортировано 47 033 т меда на 65 млн. долл. США, в том числе из Китая - 42158, Аргентины – 2146 и Канады 486 т.
Производство японских продуктов пчеловодства стабилизировалось на уровне середины 90-х годов прошлого века, когда производилось 3265 т меда, 55 т. воска, 7 т маточного молочка и 2 т пыльцы, насчитывалось около 7 тыс. пчеловодов и 214 тыс. пчелиных семей, а средняя производительность одной пчелиной семьи составляла 15 кг в год. Простые арифметические расчеты говорят, что среднедушевое потребления меда в Японии составляет 400 г. в год, однако официальные японские источники называют более скромные данные - 300 г. Это значительно ниже, чем, например, в большинстве стран- членов Европейского Союза.
Структура потребления меда типична для высокоразвитой индустриальной страны: 60% японского и импортного меда направляется в розничную торговлю, а 40% - в пищевую и другую промышленность.
Япония - крупнейший импортер маточного молочка, 93,5% которого закупается в КНР и 4,5%- на Тайване. Его потребление в 1996-2003 гг. выросло с 398 до 636 т.
Спрос на прополис удовлетворяется на 90% за счет импорта из Бразилии и на 10% - импорта из КНР, Австралии, Новой Зеландии и стран ЕС.



Пчеловодство Вьетнама


В 2002 г. Вьетнам стал вторым (после Китая) экспортером меда в Азии, вошел в десятку ведущих мировых экспортеров продукта и установил два внутренних рекорда: произвел 15 тыс. т меда и заработал на его экспорте 20 млн. долл. США. Этот прорыв – прямой результат проводимых в стране экономических реформ, а также реализации правительственной программы развития пчеловодства. Программа была разработана Комитетом по науке и технике Вьетнама в сотрудничестве с зарубежными специалистами и нацелена на модернизацию отрасли, увеличение производства и экспорта меда и повышение его качества.
В рамках этой программы под эгидой Министерства сельского хозяйства и сельского развития и при участии Вьетнамского центра по исследованию пчелы и международных организаций была, в частности, создана система подготовки кадров для пчеловодства. В настоящее время во Вьетнаме функционирует около 60 пчеловодных курсов различного уровня и более сотни клубов пчеловодов, издаются два пчеловодных журнала и около дюжины газет и бюллетеней.
Пчеловодная отрасль Вьетнама приобрела четко выраженную экспортную ориентацию: за рубеж вывозится до 80% производимого меда. По этому показателю Вьетнам можно сравнивать лишь с Аргентиной, Кубой и Уругваем. Внутренне потребление меда незначительно: «средний» вьетнамец потребляет всего 50 г меда в год. Быстро меняется «география» вьетнамского пчеловодства.
Если в середине 90-х годов около 75% меда производилось в дельте реки Меконг, около 10% - в центральных районах и 15% - на севере страны, то в последние годы заметно выросла роль центральных провинций.
О динамике процессов, происходящих во вьетнамском пчеловодстве, можно судить из следующих данных:

1989 1995 1998 2003
численность пчеловодов 13000 18000 - -
количество пчелосемей 70000 130000 160000 600000
производство меда (т) 655 3000 4593 16000
экспорт меда (т) 290 1300 2443 14000

Широко практикуется кочевое пчеловодство. Практически 100% пчел «кочующие» пчеловоды содержат в ульях Лангстрота. По степени унификации пчеловодного инвентаря и оборудования Вьетнам, как считают некоторые эксперты, «не имеет себе равных».

С середины 80-х годов существенно изменился баланс между двумя традиционными для Вьетнама породами пчел:

1985 г. 1995 2003
Малая азиатская пчела
(Apis Cerana) 19000 41000 150000
"Европейская” пчела
(Apis Mellifera) 17000 77000 450000

Малая азиатская пчела используется во Вьетнаме преимущественно для опыления, содержится на стационарных пасеках и дает меда в несколько раз меньше, чем, например, пчела итальянской породы. «Европейских» пчел пчеловоды используют прежде всего для производства меда. Официально сообщается, что селекционная работа, проводившаяся на протяжении многих лет в расположенных в центральной части страны питомниках, увенчалась успехом, и что с 2003 г. пчелы высокопродуктивных пород поставляются оттуда в другие районы Вьетнама.

Благоприятная конъюнктура мирового рынка и спрос в развитых странах на «экзотические» сорта меда способствовали увеличению экспорта вьетнамского меда. По цене и качеству этот мед успешно конкурирует с китайским и частично заполнил ниши, освободившиеся на рынках США, Канады и стран ЕС после введенных ими в конце 2001- начале 2002 гг. ограничений на импорт меда из КНР. Главным покупателем вьетнамского меда стали США, которые закупили в 2001 г. - 5345 т, в 2002 г. - 14270 т, а в 2003 г. - 7782 т этого продукта.
В октябре 2003 г. председатель Ассоциации пчеловодов Вьетнама Динь Кюэт Там обозначил ряд проблем, стоящих перед отраслью. Выступая на конференции этой организации, он признал, что скачок цен на мед на мировом рынке обострил конкурентную борьбу между вьетнамскими «медовыми» компаниями, привел к расширению масштабов фальсификации меда в стране и к ослаблению контроля качества продукта. В этой связи Динь Кюэт Там заявил о готовности руководства Ассоциации усилить контроль качества меда, особенно в центральных провинциях Гиа Лай и Лам Донг, пострадавших от засухи, а также в пяти других «медовых» провинциях; предостерег местных предпринимателей от импорта фальсифицированного меда, а также китайского меда, содержащего остатки антибиотиков. Он сообщил также, что Ассоциация будет продолжать работу по состыковке вьетнамских стандартов на мед с соответствующими стандартами ЕС, уделять пристальное внимание профессиональной «тренировке» пчеловодов, информировать их о новых технологиях разведения пчел и переработки меда, а также о санкциях против нарушителей действующего в пчеловодной отрасли регулирования. Было объявлено о предстоящих инвестициях в мониторинг качества меда в различных районах и, прежде всего - в Хошимине, где перерабатывается до 95% вьетнамского товарного меда.
Планируется, что к 2010 г. производство меда во Вьетнаме вырастит до 35 тыс. т.


Пчеловодство Индонезии

Российские СМИ поразительно мало пишут об Индонезии - ведущей стране Юго-Восточной Азии с 230-миллионным населением и интереснейшей историей и культурой. Тем интереснее было встретиться и побеседовать с председателем Ассоциации пчеловодов Индонезии (АПИ) Х.Дармаваном и его коллегами на 6-й Международной конференции и выставке «Интермед». Вот что они рассказали об индонезийском пчеловодстве.
В Индонезии насчитывается 10 тыс. пчеловодов и 100 тыс. пчелиных семей, производится 7 тыс. т меда, 2 т маточного молочка, 5-10 т пыльцы, 10 т. воска и всего несколько килограммов прополиса. Индонезийцы любят мед, и многие из них продолжают относиться к нему как к веками проверенному средству традиционной медицины. Особенно ценится мед диких пчел. Натуральный мед можно приобрести не только на рынках или в супермакетах, но и в обычных аптеках. Мед в Индонезии не «едят» как у нас, а «пьют», поскольку в жарком, влажном климате он не кристаллизуется и всегда пребывает в жидком виде. В последнее время мед приобретает растущую популярность и как полезный пищевой продукт. Потребности в нем внутреннего рынка оценивается в 20 тыс. т. Чтобы удовлетворить этот спрос, Индонезия вынуждена ежегодно импортировать более 10 тыс. т меда из Австралии, Таиланда и «других стран Азии». Значительная часть этого меда идет в пищевую промышленность. По словам Х.Дармавана, Индонезия не экспортирует мед (внешнеторговая статистика США, например, дает другие данные: в 2004 г. Индонезия поставила в эту страну 2,1 тыс. т, а в 2005 г. - 1,4 тыс. т меда).
В АПИ входят 37 региональных ассоциаций, члены которых платят вступительные и членские взносы. Каждому пчеловоду присваивается свой номер, который должен обязательно выставляться на продаваемой продукции. Это помогает быстро находить реального производителя меда и бороться с фальсификацией продукта. АПИ является членом Апимондии и Ассоциации пчеловодов АСЕАН (Ассоциация 10 стран Юго-Восточной Азии) и поддерживает активные контакты с пчеловодными организациями многих стран мира. Издает свой бюллетень, в котором публикуется информация о текущей деятельности ассоциации и материалы по техническим, экономическим и прочим проблемам пчеловодства. Кроме того, пчеловоды острова Бали издают свой собственный бюллетень.

Тропический климат со среднегодовой температурой +25 градусов Цельсия позволяет заниматься пчеловодством круглый год. В Индонезии обитают три вида пчел: Apis mellifera, Apis cerana и Apis dorsata. Аpis mellifera является самой продуктивной и используется для опыления овощных и прочих культур, садов, плантаций гевеи и т.д. Ее мед имеет желтый цвет и влажность 20-22%. Более мелкая и менее продуктивная Аpis cerana обитает в основном в лесной зоне и играет значительную роль в опылении плантаций кокосовой и масличной пальмы. Мед ее черного цвета , а влажность его достигает 26%. Мед дикой Аpis dorsata cобирают только пчеловоды- "охотники”, поскольку эта крупная пчела селится на высоких деревьях.
В Индонезии имеется большое количество диких медоносов, из которых особенно значительна роль различных видов акации и хлопкового дерева. Индонезийское пчеловодство имеет благоприятные перспективы для развития. Значителен потенциал индонезийских лесов, площадь которых составляет около 2 млн. га. Специалисты считают, что страна в принципе могла бы производить до 2 млн. т меда в год. Однако это будет возможным только в случае оказания пчеловодной отрасли массивной помощи и поддержки со стороны государства. Пока же правительство пчеловодству не помогает, и АПИ ведет пропаганду пчеловодства среди индонезийских крестьян, полагаясь исключительно на собственные ресурсы.
Розничная цена меда в Индонезии составляет 2-2,5 ам. долл. за килограмм - т.е. почти как в России, в чем индонезийская делегция могла убедиться во время посещения московских магазинов. Настоящим пчеловодом в Индонезии считается только тот, кто имеет не менее 20 семей пчел. У самого Х.Дармавана в хозяйстве, расположенном в провинции Зап. Ява, насчитывается 1 тыс. семей пчел и работает около 100 человек. Хозяйство не только производит собственный мед, но и закупает его у других пчеловодов. Как правило, стороны заранее договариваются о дате покупки меда. Обычно это день завершения его откачки на пасеке. Такая практика позволяет контролировать качество продукции прямо на месте. При этом обычно используется традиционный метод: на чайное блюдце белого цвета, заполненное водой, капают две чайных ложки меда и покачивают блюдце из стороны в сторону. Если «капля» меда примет очертания пчелы, то продукт принимается, если растечется - партию отправляют на лабораторные анализы.
Индонезийские пчеловоды, судя по их словам, остались довольны результатами своего участия в «Интермеде», пообещав снова приехать в Москву в следующем году.


Пономарев А.С.

Категория: По секрету всему свету | Добавил: ivtodi (17.02.2011) | Автор: andrey ivtodi E W
Просмотров: 2768 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Дрибин 
free counters

  
Copyright Ivtodi A.G.© Bee&Ivtodi  2024